Как побороть страх публичных выступлений?


Совсем недавно на страничке в Инстаграм я поделилась тем, что выступила на студенческой научной конференции. Вскользь упомянула, что для меня это был особенный опыт, но исключительно из-за специфичной темы доклада. Никак не из страха публичных выступлений.
И сколько же человек написало в комментариях и в личных сообщениях, что смертельно боятся выходить на сцену, отвечать на экзаменах и общаться с большой аудиторией!
Эта проблема натолкнула меня на мысль поразмышлять о страхе публичных выступлений и обсудить её со своими читателями :)
Итак, во-первых:
Это НОРМАЛЬНО
Бояться выходить на сцену перед незнакомыми людьми - совершенно естественно. Непривычная обстановка, чужие люди, внимание зала приковано исключительно к Вам - кто же тут не занервничает? Даже актёры театра с огромнейшим опытом работы испытывают мандраж перед очередным спектаклем! Главное, чтобы этот страх не перерос в панику, приступ боли в животе и обморок :D
А во-вторых, панику можно предотвратить несколькими способами.
1. Уверенность в себе. Пусть и мнимая.
Одному Богу известно, с каким ужасом я проснулась в тот день, сколько раз до начала конференции я сказала "на кой чёрт я на это подписалась" и сколько раз порывалась подлететь к научному руководителю со словами "Я не пойдуууу, я боююююсь, я не хочууууу, пощадите!" 
Но в ту самую секунду, когда объявили моё имя, я натянула на себя маску уверенного в себе человека и готова была горло перегрызть каждому, кто посмеет обозвать мою тему несерьёзной :D Потому что раз уж угораздило меня оказаться здесь и сейчас, то надо сделать всё достойно!
2. Подготовка.
Во-первых, лично для меня была важна уверенность, что я выгляжу а) презентабельно б) красиво :))) Ну а что :))) Женщинам это вообще каждый день важно, а на публике - особенно. Если Вы никогда прежде не носили каблуки, то, пожалуй, не стоит начинать в день Х. Но если у Вас завалялись любимые, 100 лет не надёванные туфли, смело взбирайтесь на каблуки! Я прокляла весь белый свет, когда ковыляла на них домой, но на выступлении была в буквальном смысле на высоте ;)
Во-вторых, подготовка материала. Что у Вас? Семинар? Конференция? Экзамен? Просто будьте уверены в своём знании материала. На конференции это проще, конечно - статья максимум 6 страниц. Тем более, Вы сами её писали (по идее). Ну так выучите её! Нет, не наизусть. И нет, не целиком. Выучите структуру и основные тезисы. Даже если у Вас есть готовая презентация - техника может подвести. Чтобы не впасть в панику в экстремальной ситуации - будьте впереди техники ;)
3. Выступление.
На конференции я заметила одну общую тенденцию - неуважение к себе. Я просто не могу иначе назвать людей, которые стоят на сцене и терпят, что вокруг шум, гам и болтовня. Нет, я не призываю Вас закатывать глаза и "шшшш" шикать в зал - упаси Господи! Я призываю Вас ЗАСТАВЛЯТЬ людей слушать себя!
Все ЧИТАЛИ свой доклад. Спасибо, если чётко. Некоторые и этим не утруждали себя. "Бубубу" даже на самую интересную тему заставляет аудиторию зевать от скуки и трындеть не по делу. "Вот увидишь, меня будут слушать!" - сказала я подруге, поднимаясь с места. И оказалась права!
Смена интонации, чёткое проговаривание, уместные паузы, живые эмоции, жесты, РАССКАЗЫВАНИЕ доклада, а не его чтение - вот, что привлекает внимание к оратору. Добавьте жизни в свой доклад/ответ на экзамене. Скованность и страх в голосе способны завалить самую идеально отрепетированную речь!
Поймите аудиторию! Я постоянно искала зрительный контакт с присутствующими, отвечала на комментарии прямо в процессе и старалась делать акцент на тех аспектах доклада, которые больше всего интересовали аудиторию. Неинтересный момент? Поняла, проходим мимо ;)
Результат?
Я довольна :)
И не только я :)
Добилась того, на что рассчитывала.
И теперь делюсь с вами!
Не стоит себя недооценивать. Всё получится ;)

Share:

0 коммент.